Размер шрифта :  Увеличить  Сбросить  Уменьшить

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ

«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Взаимодействие, направленное на укрепление законности

Прокуратора Новосибирской области в последнее время тесно работает с общественными организациям инвалидов...

подробнее

Директору магазина грозит штраф

Прокуратура Железнодорожного района Новосибирска обнаружила нарушения в магазине «Фасоль» на улице Урицкого, 3, где произошёл скандал с незрячей покупательницей.

подробнее

Опознавательный знак «Инвалид»

Министерство труда и социальной защиты России разработало новый порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» на автомобиль. Приказ ведомства от 4 июля 2018 года № 443 начинает действовать с 4 сентября.

подробнее

История ВОС

90-летний юбилей Всероссийского общества слепых - история и жизнь

История создания ВОС - это история развития организованного движения незрячих в России, стремящихся к улучшению своего положения, боровшихся за социальные и гражданские права, общественное признание. Попытки создания Всероссийского объединения слепых предпринимались еще в 1916 г., при организации в Петрограде центра Всероссийского союза слепых, который, однако, не получив государственной поддержки, осенью 1917 г. распался. Но начало было положено.

В 1922 г. организован Всероссийский союз кооперации инвалидов, в отдельных городах возникают губернские союзы слепых. В начале 1923 г. в Москве начинает работать инициативная группа по организации Всероссийского общества слепых. В октябре 1923 г. на общем собрании незрячих Москвы был избран временный совет ВОС и президиум, возглавившие работу по подготовке I учредительного съезда ВОС. Важную роль в подготовке этого съезда сыграл журнал «Жизнь слепых» (ныне «Наша жизнь»), начавший выходить с апреля 1924 г.

Значительной вехой в истории общества стал I учредительный съезд, который состоялся 6 апреля 1925 г. в Москве. С тех пор эта дата считается днем основания Общества. Повестка I съезда включала доклады: «О международном и внутреннем положении СССР», «О трудовом обеспечении слепых», «Положение слепых за границей», «Книгопечатание и печать слепых», «Медицинские вопросы», «Школьная программа», «Профессионально-техническое обучение слепых детей», утверждение Устава и выборы Совета ВОС.

На съезде приняли Устав Общества, определили первоочередные задачи, избрали руководящие и ревизионные органы. Председателем Общества стал Владимир Александрович Викторов. Всероссийское общество слепых стало первой в истории СССР общественной, производственно-хозяйственной и культурно-просветительской организацией.

Зарождение образования и трудового воспитания слепых в России

16 февраля 1925 года в Москве при Хлудовской щеточной мастерской, заведующим которой был назначен А. Г. Кукушкин, был открыт первый клуб, где незрячие рабочие начали учиться чтению и письму по системе Брайля и читать книги из собранной ими самими небольшой библиотеки. В 1926 году для взрослых слепых был издан шрифтом Брайля первый букварь, а в 1927 году московская артель слепых «Технопродукт» начала изготовление первых отечественных приборов для брайлевского письма.

Вслед за многочисленными кружками по обучению грамоте, не только в Москве, но и в других городах незрячие начинают поступать на рабочие факультеты и в вузы, в совпартшколы и на различные курсы, которые большое внимание уделяли трудоустройству и культурно-просветительному воспитанию слепых.

В 1929 году в ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена на дефектологическом факультете была создана кафедра тифлопедагогики, организатором и руководителем которой стал незрячий профессор Б. И. Коваленко. На ней стали готовить специалистов для работы с незрячими учащимися. В 1927 году по решению Совета народных комиссаров РСФСР по всему РСФСР начинают проводиться Недели помощи слепым.

Общество слепых принимало активное участие в работе Наркомпроса РСФСР по организации в регионах школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей. По инициативе ВОС государство принимало законодательные акты, позволяющие незрячим поступать на рабфаки и в вузы. Уделялось внимание развитию физкультуры и спорта. Первое спортивное соревнование в истории Общества состоялось в 1938 году - это был чемпионат Всероссийского общества слепых по шахматам.

Ко времени создания Всероссийского общества слепых проблема трудоустройства незрячих стояла очень остро. Правовое положение работающих слепых также требовало от руководства Обществом решительных действий. Начинаются поиски быстрейшего решения проблемы. На государственные средства открываются учебно-производственные мастерские, на паевых началах и на средства, получаемые от разного рода торговых операций, открыт ряд артелей. Среди них можно выделить ЭМОС (электромоторное объединение слепых), где по инициативе П. И. Баринова впервые начата сборка электромоторов для вентиляторов, с помощью разработанных им тифлоприспособлений для работы слепых в электротехнической отрасли. В 20-30 годы были найдены пути для внедрения рациональных форм трудового устройства незрячих, и наряду с традиционным ручным кустарным трудом, начали успешно применяться и принципиально новые индустриальные профили труда. Для дальнейшего развития современного доступного в техническом отношении профиля и с целью трудоустроить наибольшее количество незрачих, в 1930 году ЦП ВОС и Центральный научно-исследовательский институт экспертизы труда и трудоспособности инвалидов (ЦИЭТИН) приступили к разработке программы профессионального обучения и рационального трудоустройства инвалидов по зрению.

В 1940 году Всероссийское общество слепых получило право на создание собственных учебно-производственных мастерских и комбинатов. Они стали прототипом современных учебно-производственных предприятий ВОС. В том же году законодательно оформлено право на включение в Советы местных органов власти депутатов из числа незрячих.

Самоотверженный вклад незрячих в Великую Победу советского народа

В годы Великой Отечественной войны деятельность Всероссийского общества слепых была подчинена фронту. Одними из первых рабочие Сарапульского комбината самостоятельно приняли решение с 23 июня перейти на 12-ти часовой рабочий день без выходных. Предприятия Общества выпускали продукцию для нужд обороны. Коренным образом изменилась работа учебно-производственных комбинатов, они изготавливали коробки для мин, хлебные формы для полевых пекарен, печки для блиндажей, маскировочные сети, валенную обувь для солдат и т. д. С первых дней Великой Отечественной войны аппарат Центрального правления ВОС был эвакуирован в Уфу. В Москве осталась оперативная группа, руководство которой возложили на заместителя председателя ЦП ВОС В. А. Медведева.

Многие члены Всероссийского общества слепых служили в армии слухачами, музыкантами, участвовали в партизанском движении. Среди военноослепших в госпиталях проводилась работа по обучению их системе Брайля и привлечению к активной жизни и трудовой деятельности. В 1943 году число учебно-производственных мастерских и комбинатов достигает 58, на них трудилось немало военноослепших. Прошедшие тяжелые испытания, эти люди внесли в жизнь Общества творческую инициативу, энтузиазм и новизну. Они, имеющие образование, профессию и жизненный опыт, пришли к руководству многих первичных организаций и предприятий, помогли Обществу подняться на новую ступень развития.

Принимали участие незрячие и в гражданской обороне. Так, одной из Московских групп самозащиты, руководил знаменитый изобретатель М. В. Марголин, обезвреживая немецкие «зажигалки» его группа способствовала спасению бензохранилища и склада Академии наук. Слабовидящие несли ночные дежурства на крышах домов, обезвреживали немецкие зажигательные бомбы, помогали медперсоналу Красного Креста.

Уникальной можно назвать службу тотально слепых в действующей армии. В декабре 1941 года командование фронта обратилось к ленинградскому отделу ВОС с просьбой помочь в обороне города. Из 18 добровольцев было отобрано 12 человек, которые получили воинские звания и работали слухачами в частях противоздушной обороны, помогая оберегать Ленинград от налетов вражеской авиации.

Десятки концертных бригад незрячих музыкантов, коллективы художественной самодеятельности слепых, выступали перед фронтовиками в частях Красной Армии и в госпиталях.

Одиннадцать человек из числа военноослепших за подвиги, совершенные в ходе Великой Отечественной войны, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это летчики А. И. Горголюк и М. Г. Сыртланова, артиллерист И. А. Гуленко, саперы С. И. Шершавин и И. М. Ледаков, командир стрелкового отделения Е. В. Мишин, танкисты В. В. Платицин и В. А. Сорокин, командир взвода конной разведки П. М. Распопов, командир стрелкового батальона А. В. Журавлев и командир пулеметной роты Н. А. Воронцов.

Развитие Всероссийского Общества слепых в первые послевоенные годы

15 января 1945 года состоялся девятый расширенный Пленум ЦП ВОС, на нем отметили рост числа членов Общества за счет инвалидов войны. Особое внимание уделялось привлечению к трудовой и общественно-политической жизни солдат и офицеров, потерявших зрение на фронтах Великой Отечественной войны. Только за годы войны 5817 человек прошли обучение в кружках, организованных ЦП ВОС.

Так же был отмечен героический труд членов ВОС в годы войны - 2957 стахановцев-восовцев выполняли норму на 300-400%. Общество развернуло работу по восстановлению предприятий и организаций, строительству новых учебно-производственных мастерских ВОС.

Общества военноослепших, а также созданию в каждом крупном городе хотя бы по одному образцовому предприятию. Большое число незрячих проживало в сельской местности. Поэтому для привлечения их на предприятия на VII съезде Общества в ноябре 1951 года приняли решение о строительстве жилых домов и общежитий. В том же году Совет Министров СССР принял постановление о строительстве для Всероссийского общества слепых 10 предприятий-интернатов на 100 человек каждое.

Успехи в производственной деятельности позволили Обществу в 1951 году отказаться от государственной дотации УПП ВОС и форсировать капитальное строительство производственных и жилых площадей, объектов социально-бытового и культурного назначения, детских, лечебно-оздоровительных, профессионально-подготовительных и реабилитационных учреждений. Под руководством председателя ЦП ВОС С. М. Иванова, ВОС начинает вкладывать крупные средства в строительство производственных помещений, жилых домов, клубов, на проведение культурно-массовой и спортивной работы, на лечение слепых и оказание нуждающимся материальной помощи. За счет средств Общества в Москве и других городах Российской Федерации строят школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей и специализированные дома инвалидов.

Послевоенное развитие ВОС в 60-80-е годы

1960-1980-е годы стали для ВОС временем организационного, культурного и производственного процветания, насыщенными важными событиями. На Седьмом пленуме VIII созыва 14 ноября 1958 года председателем ЦП ВОС избран Б. В. Зимин, инвалид Великой Отечественной войны по зрению; начал работать Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов ВОС; в Чебоксарах и Бийске открылись школы восстановления трудоспособности слепых, в Подмосковье - школа по обучению собак-проводников, в Кисловодске - школа для незрячих массажистов. На магнитную ленту стали записывать «говорящую» книгу, для ее прослушивания инвалидам по зрению в постоянное пользование бесплатно выдавали магнитофоны. На средства ВОС была создана современная рельефно-точечная типография, печатающая издания по системе Брайля. Вступили в строй три крупных специализированных санатория: в Подмосковье, Геленджике и Пятигорске.

В 1963 году X съезд ВОС провозгласил, что главной задачей является качественное и рациональное трудоустройство инвалидов по зрению. Предприятия Общества стали оснащать новейшим оборудованием, они становились современным промышленным производством. Главным направлением в их работе стали специализация и внедрение конвейерных линий. Члены ВОС получили более широкие возможности трудоустройства.

Правительство СССР высоко оценило достижения Общества, наградив его к 50-летнему юбилею орденом Трудового Красного Знамени. В 1986 году на XV съезде ВОС было отмечено, что все предприятия работают рентабельно. Необходимо было продолжить техническое совершенствование производства и увеличивать выпуск товаров народного потребления. Активно осуществлялась реабилитация членов ВОС на базе школ восстановления трудоспособности слепых, а также во всех структурах Общества. Учреждения культуры ВОС и работники предприятий добились определенного улучшения культурно-массовой, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Проводились мероприятия по повышению квалификации и выдвижению новых руководящих кадров.

Развитие ВОС в новых социально-экономических условиях

В конце 1980-х гг. начался новый этап в развитии Общества, его участие в экономических и демократических процессах, происходящих в стране. В 1986 году на XV съезде ВОС председателем Центрального правления ВОС был избран А. Я. Неумывакин.

В 1989 году 150 членов ВОС стали депутатами различных уровней законодательной власти. Все это дало возможность принимать непосредственное участие в подготовке ряда социально значимых для Общества законов. Однако, распад СССР как единого государства, серьезные социально-экономические преобразования в стране в 1990-х годах стали для ВОС тяжелейшим испытанием. Общий развал экономики страны, разрыв кооперированных связей предприятий Общества с госпромышленностью подорвали основы сложившейся системы УПП ВОС, в целом экономическое и финансовое состояние Всероссийского общества слепых. Спад производства повлек за собой сокращение рабочих мест для незрячих, снижение уровня социальной и культурно-массовой работы.

Общество стало искать пути самосохранения и адаптации к рыночным условиям, начинает активно преобразовывать свои сферы деятельности.

В 1997 году в соответствии с законодательством Российской Федерации все предприятия ВОС были преобразованы в общества с ограниченной ответственностью. Одним из шагов стало введение двухзвенной системы управления предприятиями в момент перехода от планово-распределительной экономики к рыночной. Эта мера, когда УПП стали подчиняться Центральному правлению, предоставила предприятиям больше самостоятельности и оперативности в решении производственных задач, а правлениям региональных организаций дала возможность сконцентрировать свою работу на решении социальных задач и реабилитации инвалидов по зрению.

С целью повышения эффективности производства и усиления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий в 2002 году создаются Наблюдательные советы, руководимые председателями региональных организаций. ЦП ВОС одновременно выполняло функции Высшего органа управления хозяйственными обществами ВОС.

Несмотря на все трудности, в том числе сокращение налоговых льгот, Общество преодолело кризис. Началось стабильное развитие организации. Заметно активизировались региональные и первичные организации в проведении реабилитационной, культурно-досуговой и спортивной работы с инвалидами по зрению. В Обществе сохранены и продолжают функционировать реабилитационные центры. Важным элементом реабилитации продолжает оставаться спорт. Постоянно проводится большая работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к информации и развитию этого направления на основе современных технологий.

Всероссийское общество слепых устояло в сложных условиях социально-экономической перестройки. Общество остается авторитетной и наиболее влиятельной организацией инвалидов. Своим опытом в области реабилитации инвалидов по зрению и интеграции в общество ВОС делится на международном уровне.

Во многом благодаря поддержке государства и действиям высококвалифицированного коллектива, благодаря упреждающим антикризисным решениям ЦП ВОС и заложенному экономическому потенциалу ВОС, благодаря слаженной работе всех подразделений, Всероссийское общество слепых продолжает отстаивать свои экономические и социальные интересы.

О создании новых и модернизации действующих рабочих мест для инвалидов по зрению

ВОС активно взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти в области создания, модернизации и поддержки рабочих мест для инвалидов по зрению. В рамках программы «Доступная среда» в 2013-2014 годах из государственного бюджета РФ было выделено 160 млн. рублей. Кроме того, из средств ВОС на эти цели было направлено 134 млн. рублей. Все это позволило создать 511 новых рабочих мест на предприятиях ВОС. Одновременно в 2013 году было модернизировано 150 рабочих мест за счет приобретения нового высокотехнологичного оборудования. Всего же, при содействии государства, в 2013 году на предприятия ВОС было трудоустроено более 600 инвалидов по зрению.

Общество сотрудничает с работодателями при трудоустройстве инвалидов по зрению на квотируемые рабочие места. Наиболее крупным проектом в данной области является трудоустройство более 240 инвалидов по зрению в Центр мониторинга общественного мнения ОАО «Олимп» Правительства Москвы. Незрячие люди в данном учреждении достигают значительных успехов в использовании информационных технологий, работая операторами справочных служб. В настоящее время Общество ведёт работу по распространению данной деятельности и в других регионах России.

ВОС оказывает систематическое содействие инвалидам по зрению при их трудоустройстве на открытом рынке труда. В 2013 году работу получили более 1700 незрячих, в том числе 515 - на государственных предприятиях и учреждениях, что обеспечило инвалидам по зрению достаточные гарантии в стабильности полученной работы.

Заслуживает внимание опыт Тюменской, Омской, Пензенской и других региональных организаций, которые в рамках программ квотирования трудоустраивают инвалидов по зрению за счет предприятий, не имеющих возможностей трудоустроить инвалидов в пределах установленной для них квоты.

Работа хозяйственных обществ ВОС: факторы успеха

Высокие показатели того или иного предприятия ВОС зависят от ряда факторов. Прежде всего, это инициативность, грамотность, активность генерального директора предприятия в организации эффективной работы предприятия. Важную роль играет уровень технической оснащенности производства, позволяющий производить качественную продукцию с минимальными затратами. Немаловажным фактором является уровень развития производственных отношений в регионе расположения предприятий - если нет устойчивых кредитоспособных потребителей продукции, включая как изделия промышленного применения, так и бытового, достичь эффективности работы предприятия весьма проблематично.

Соединение вышеуказанных факторов как правило приводит к успеху, что подтверждается результатами работы ряда предприятий Нижегородской области - ООО «Арзамасское ПО «Автопровод», ООО «Нижегородское ПО «Автопромагрегат», являющейся в экономическом смысле одним из самых развитых регионов России, Свердловской области - ООО «Гофротек» г. Екатеринбург, ООО «Ревдинский ЗСТИ», Ульяновской области - ООО «Ульяновское предприятие «Автоконтакт», ООО «ДимитровградЖгутКомплект», Республики Татарстан - ООО «ЕлабугаУкупрПласт», ООО «Альметьевское предприятие «Юго-Восток». Из московских и подмосковных предприятий можно выделить ООО «Металлпластизделие», которое стабильно работает на рынке как изделий промышленного применения, так и бытовой продукции.

Из-за усложнения общей экономической ситуации в стране все без исключения предприятия ВОС испытывают значительные трудности в сбыте продукции, получении банковских кредитов на приемлемых условиях, резко усложняются отношения с рядом крупных потребителей из-за увеличения сроков оплаты за отгруженную продукцию, требований по снижению отпускных цен.

Тем не менее, значительное число генеральных директоров предприятий при поддержке руководителей и сотрудников Департамента промышленности АУ ВОС успешно решают эти вопросы, обеспечивая тем самым стабильную работу предприятий, сохранение, а в ряде случаев и увеличение занятости инвалидов.

Госзаказ и другие целевые проекты в хозяйственной деятельности ВОС

В целях обеспечения более высоких результатов участия предприятий общественных организаций инвалидов в конкурсах на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд, принят новый федеральный закон, который обязывает потребителей продукции предоставлять этим поставщикам денежные преференции в суммах до 15% от конкурсной цены. Такими возможностями уже воспользовались несколько предприятий ВОС, чья производственная тематика позволяет участвовать в подобных конкурсах, среди них предприятия: ООО «Московское УПП №7» по поставке изделий светотехники, ООО «Гусь-Хрустальное УПП» по поставке архивных коробов из картона, ООО «Махачкалинское ПО «Электробытприбор» по поставке швейной продукции социального назначения, ООО «Кызылское УПП» по поставке швейной продукции для нужд МСЧ, ООО «Нива» г. Псков по поставке хлебобулочной продукции для социальных учреждений.

Однако наиболее важным является участие предприятий ВОС в конкурсах и тендерах, которые проводят негосударственные организации, такие как ОАО «АвтоВАЗ», «Группа ГАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», зарубежные компании, работающие на территории России – Indesit Company, Candy Hoover Group и другие. Именно на эти организации и компании приходится подавляющая часть поставок продукции предприятий ВОС. Требования федерального закона не распространятся на проведение конкурсных закупок данными организациями, и предприятия ВОС должны конкурировать на общих основаниях с другими высокопрофессиональными участниками рынка, несмотря на то, что в профессиональном плане, а иногда и в техническом обеспечении, уступают конкурентам.

Среди отдельных целевых проектов необходимо выделить сотрудничество с ОАО «Российские железные дороги». Десяткам предприятий ВОС удается реализовывать свою продукцию (светильники, электроустановочные изделия, электротехнические изделия, рукавицы и перчатки, спецодежду и товары хозяйственного применения) через территориальные управления снабжения данной организации. Налаживается сотрудничество по сбыту бытовой продукции с ОАО «ЛУКОЙЛ» (продажа товаров в магазинах при АЗС).

Эффективность работы предприятий по государственным и муниципальным поставкам в настоящее время наращивается. При этом большое значение имеет закрепление сотрудничества с негосударственным сектором экономики и расширение корпоративных продаж.

Развитие механизмов сотрудничества с органами государственной власти различных уровней

Развитие активного социального партнерства с органами государственной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными движениями одна из основных задач ВОС в целях защиты прав и интересов инвалидов по зрению.

Основными задачами сотрудничества являются:

-изучение состояния и перспектив развития государственной социальной политики защиты инвалидов.

-разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и законодательства субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов.

-обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации.

На федеральном уровне представительство интересов ВОС осуществляет президент ВОС А. Я. Неумывакин, который проводит активную работу в Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, Совете по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации, Попечительском совете Фонда поддержки слепоглухих, Рабочей группе по взаимодействию ЦИК России с общероссийскими общественными организациями инвалидов.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации интересы ВОС представляют депутат ГД РФ, вице-президент ВОС В. С. Вшивцев, депутат ГД РФ, вице-президент ВОС О. Н. Смолин, депутат ГД РФ, член ВОС Р. А. Баталова.

Кроме того, представители ВОС представляют и защищают интересы инвалидов по зрению в Общественной палате Российской Федерации, в Общественных советах, рабочих группах, созданных при министерствах Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации представители региональных организаций, учреждений и предприятий ВОС:

-входят в составы Советов и Комиссий при губернаторах и главах администраций регионов и районов, региональных и муниципальных общественных палатах;

-избираются и работают в законодательных собраниях, что позволяет значительно легче решать проблемы инвалидов по зрению;

-активно взаимодействуют с политическими партиями и движениями, в том числе и с образованным в 2011 году Общероссийским народным фронтом, а также входят в состав рабочих групп по взаимодействию общероссийских общественных организаций инвалидов с избирательными комиссиями региональных центров.

Одной из эффективных форм социального партнерства на всех уровнях стало заключение договоров (соглашений) о партнерстве с государственными и негосударственными структурами, что приносит ощутимые результаты. Только за последние два года социальный и экономический эффект от заключенных договоров составил около 250 млн. рублей.